Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Государственные символы Республики Беларусь

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2803

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2021 г. № 83-З

Об изменении Закона Республики Беларусь
«О государственных символах Республики Беларусь»
Принят Палатой представителей 10 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

     Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З
«О государственных символах Республики Беларусь» следующие изменения:
     1. В статье 3:
     в части первой слова «в графическом и объемном вариантах» заменить словами
«(серебряный и золотой)»;
     часть вторую дополнить предложением следующего содержания: «Изображение Государственного флага Республики Беларусь помещено в приложении 1.»;
     часть третью изложить в следующей редакции:
     «Воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Беларусь независимо от его размеров должно в точности соответствовать многоцветному, двухцветному и одноцветному (серебряному и золотому) эталонам Государственного герба Республики Беларусь. Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещено в приложениях 2–5.»;
     в части четвертой слова «2 и 3 к настоящему Закону» заменить словами «6 и 7»;
     в части пятой слова «законодательством Республики Беларусь» заменить словом
«законодательством».
     2. В части второй статьи 4 слова «прокурора Республики Беларусь», «банка Республики Беларусь» и «контроля Республики Беларусь» заменить соответственно словами «прокурора», «банка» и «контроля».
     3. В статье 5:
     в части первой:
     в абзацах втором и семнадцатом слова «законодательством Республики Беларусь»
заменить словом «законодательством»;
     в абзаце пятом слова «контроля Республики Беларусь» заменить словом «контроля»;
     абзац шестой после слова «управления» дополнить словами «(их территориальных
органов)»;
     в абзаце седьмом слова «прокуратуры Республики Беларусь» и «банка Республики Беларусь» заменить соответственно словами «прокуратуры» и «банка»;
     абзац восьмой дополнить словами «, а также в иных случаях по решению руководителя государственной организации»;
     в абзаце восемнадцатом слова «службы Республики Беларусь» заменить словом «службы»;
     в абзаце девятнадцатом слова «спорта и» заменить словами «спорта, иных спортивных соревнований, спортивно-массовых, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, а также»;
     в абзаце двадцатом слова «контроля Республики Беларусь», «прокурора Республики
Беларусь», «банка Республики Беларусь» и «законодательством Республики Беларусь» заменить соответственно словами «контроля», «прокурора», «банка» и «законодательством»;
     в абзаце двадцать первом слова «в дни начала и окончания учебного года» заменить
словом «постоянно»;
     абзац двадцать второй исключить;
     часть третью изложить в следующей редакции:
     «Государственный флаг Республики Беларусь при обеспечении необходимого уважения к нему может использоваться, в том числе подниматься и устанавливаться, на объектах, не указанных в части первой настоящей статьи, а также во время государственных праздников и праздничных дней, спортивных соревнований, спортивно-массовых, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, торжественных мероприятий, народных, трудовых, семейных праздников, в другие памятные даты, в иных случаях, в том числе без использования древка (флагштока).».
     4. В статье 8:
     в части второй слова «актами Республики Беларусь» заменить словом «актами»;
     части третью и четвертую после слов «иных государственных» и «государственно-общественных объединений» дополнить соответственно словами «некоммерческих» и «и иных организаций»;
     части пятую и шестую после слов «иной государственной» и «государственно- общественного объединения» дополнить соответственно словами «некоммерческой» и «и иной организации»;
     после части седьмой дополнить статью частью следующего содержания:
     «Изображение Государственного флага Республики Беларусь может быть использовано в товарном знаке, знаке обслуживания в соответствии с законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания.».
     5. В статье 9:
     в части первой слово «зеленый» заменить словом «золотой»;
     в части второй:
     слова «(в том числе золотом)», «(в том числе золотого)» и «законодательством Республики Беларусь» заменить соответственно словами «(серебряном и золотом)», «(серебряного и золотого)» и «законодательством»;
     слова «в графическом или объемном варианте» исключить.
     6. В статье 10:
     в части первой:
     в абзаце втором слова «банка Республики Беларусь», «контроля Республики Беларусь» и «прокуратуры Республики Беларусь» заменить соответственно словами «банка», «контроля» и «прокуратуры»;
     в абзаце третьем слова «контроля Республики Беларусь», «прокурора Республики Беларусь», «банка Республики Беларусь» и «законодательством Республики Беларусь»
заменить соответственно словами «контроля», «прокурора», «банка» и «законодательством»;
     в абзаце четвертом слова «прокуратуры Республики Беларусь» заменить словом
«прокуратуры»;
     из абзаца шестого слова «документах об образовании,» исключить;
     после абзаца шестого дополнить часть абзацем следующего содержания:
     «на документах об образовании;»;
     в части второй:
     после абзаца четвертого дополнить часть абзацем следующего содержания:
     «на документах об обучении, золотых и серебряных медалях, вручаемых с аттестатами об общем среднем образовании особого образца с награждением золотыми (серебряными) медалями;»;
     абзац пятый изложить в следующей редакции:
«на титульных листах и обложках официальных периодических и непериодических изданий, издаваемых государственными органами и иными государственными организациями.»;
     в частях седьмой, девятой и десятой слова «актами Республики Беларусь» заменить словом «актами»;
     часть восьмую изложить в следующей редакции:
     «Запрещается использование Государственного герба Республики Беларусь в качестве основы официальных геральдических символов – эмблем республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, союзов (ассоциаций), фондов, Белорусской нотариальной палаты, Белорусской республиканской коллегии адвокатов, Белорусской торгово-промышленной палаты, Палаты налоговых консультантов, постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, частных учреждений образования.»;
     после части десятой дополнить статью частью следующего содержания:
     «Изображение Государственного герба Республики Беларусь может быть использовано в товарном знаке, знаке обслуживания в соответствии с законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания.».
     7. В части первой статьи 11 слова «актами Республики Беларусь» заменить словом «актами».
     8. В абзаце девятом части первой статьи 12 слова «в дни начала и окончания учебного года» заменить словами «при проведении торжественных мероприятий, в том числе в дни начала и окончания учебного года,».
     9. В части первой статьи 13 и статье 15 слова «законодательством Республики Беларусь» заменить словом «законодательством».
     10. В статье 14 и абзаце третьем статьи 16 слова «дел Республики Беларусь» заменить словом «дел».
     11. Приложения 1–3 изложить в новой редакции (прилагаются).
     12. Дополнить Закон приложениями 4–7 (прилагаются).
     Статья 2. Изображение Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующее эталонам Государственного герба Республики Беларусь согласно приложениям 2–5 к Закону Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» и используемое до вступления в силу настоящего Закона, может быть использовано до его замены.
     Замена изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего эталонам Государственного герба Республики Беларусь согласно приложениям 2–5 к Закону Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» и используемого до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется по мере его использования или прихода в негодность.
     Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу после его официального
опубликования. 

Президент Республики Беларусь                                                                  А.Лукашенко

Приложение 1
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ИЗОБРАЖЕНИЕ
Государственного флага Республики Беларусь

Приложение 2
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

МНОГОЦВЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Государственного герба Республики Беларусь

Приложение 3
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ДВУХЦВЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Государственного герба Республики Беларусь

Приложение 4
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ОДНОЦВЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Государственного герба Республики Беларусь (серебряное)

Приложение 5
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ОДНОЦВЕТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Государственного герба Республики Беларусь (золотое)

Приложение 6
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ДЗЯРЖАЎНЫ ГIМН РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
Словы М.Клiмковiча, У.Карызны                                                Музыка Н.Сакалоўскага

Приложение 7
к Закону Республики Беларусь
«О государственных символах
Республики Беларусь»

ДЗЯРЖАЎНЫ ГIМН РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
Словы М.Клiмковiча, У.Карызны                                                Музыка Н.Сакалоўскага

 Мы, беларусы – мiрныя людзi,
 Сэрцам адданыя роднай зямлi,
 Шчыра сябруем, сiлы гартуем
 Мы ў працавiтай, вольнай сям’i.

 Слаўся, зямлi нашай светлае iмя,
 Слаўся, народаў братэрскi саюз!
 Наша любiмая мацi-Радзiма,
 Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

 Разам з братамi мужна вякамi
 Мы баранiлi родны парог,   
 У бiтвах за волю, бiтвах за долю
 Свой здабывалi сцяг перамог!

 Слаўся, зямлi нашай светлае iмя,
 Слаўся, народаў братэрскi саюз!
 Наша любiмая мацi-Радзiма,
 Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

 Дружба народаў – сiла народаў –
 Наш запаветны, сонечны шлях.
 Горда ж узвiся ў ясныя высi,
 Сцяг пераможны – радасцi сцяг!

 Слаўся, зямлi нашай светлае iмя,
 Слаўся, народаў братэрскi саюз!
 Наша любiмая мацi-Радзiма,
 Вечна жывi i квiтней, Беларусь!

Рекомендации

по использованию государственной символики

в учреждениях образования

   В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, воспитание у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности.

   Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.

   Важнейшим показателем сформированности у обучающихся гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

 1. Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета

   В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

   Правовое регулирование, порядок использования и описание государственных символов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, определяется Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" (далее – Закон).

   Законом определено, что граждане Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.

   Государственный флаг Республики Беларусь и Государственный герб Республики Беларусь были приняты на республиканском референдуме 14 мая 1995 года и утверждены Указами Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года №213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».

   Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.

   Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

   Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

   При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

   Во второе воскресенье мая в Республике Беларусь отмечается государственный праздник – День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

   В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь.

   В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70­метровая стела­флагшток, на которой прикреплен самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

   Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

   Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

   При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

 2. Формы и методы работы по изучению государственной символики Республики Беларусь в учреждениях образования

   Формирование понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним в учреждениях образования направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии белорусского государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.

   Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется сучетом возрастных познавательных особенностей обучающихся.

   Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

   Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

   Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».

   Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.

   Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении дошкольников с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.

   Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой Республики Беларусь, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А.Л. Давидович, Е.И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»).

   В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителей воспитанников), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Республики Беларусь. Целесообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников; подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и др.

   В учреждениях общего среднего образования работу по формированию у учащихся знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним целесообразно начинать с первого урока в I классе. На первом уроке первоклассники знакомятся с учебным пособием «Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. На с. 5 учебного пособия представлены изображения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, текст Государственного гимна Республики Беларусь. Целесообразно организовать с учащимися беседу, в ходе которой объяснить элементы государственных символов, обратить особое внимание на необходимость уважительного отношения к государственным символам, прослушать Государственный гимн Республики Беларусь, объяснить правила поведения при звучании государственного гимна. Особое внимание рекомендуется обратить на глубокий смысл слов гимна: “мірныя людзі, сэрцам адданыя, любімая маці-Радзіма і г.д.”. При рассмотрении иллюстраций на с. 6-7 учебного пособия следует обратить внимание первоклассников на использование государственных символов (на зданиях, во время спортивных соревнований, праздников, парадов и др.).

   Методические рекомендации по проведению беседы с первоклассниками размещены в электронном приложении к учебному пособию «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. При наличии технической возможности учащиеся могут выполнить задания по теме “Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь”, размещенные в электронном приложении к учебному пособию.

   Большим потенциалом в формировании знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним на Iступени общего среднего образования обладают учебные предметы «Беларуская мова», «Мая Радзіма – Беларусь».

   На уроке белорусского языка при изучении темы «Сімвалы Беларусі» (I класс) целесообразно, опираясь на иллюстрации, актуализировать уже известные учащимся сведения о государственных символах Республики Беларусь; организовать беседу о роли и значении государственных символов с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся (где используются государственные символы и для чего). Формированию у первоклассников эмоционально-ценностного отношения к государственным символам будет способствовать чтение/слушание сказки В. Липского “Браты”, работа с текстами и иллюстрациями на страницах учебного пособия “Беларуская мова. 1 класс”.

   Перед заучиванием учащимися фрагмента (первого куплета и припева) Государственного гимна Республики Беларусь целесообразно провести с ними беседу, направленную на понимание смысла текста и отдельных слов (кого можно назвать «мірныя людзі»? что значит «сэрцам адданыя роднай зямлі»? что означают слова «шчыра сябруем», «сілы гартуем», «квітней, Беларусь»).

   Для закрепления знаний учащихся о государственных символах можно организовать викторину «Дзе і калі выкарыстоўваюцца Дзяржаўныя сімвалы нашай краіны?» (на основе материала и методических рекомендаций к учебному пособию “Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь першакласніку”).

   На уроках учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» в процессе изучения тем «Дзяржаўны герб нашай краіны», «Сцяг беларускай дзяржавы» необходимо организовать работу, направленную на усвоение учащимися смысла каждого элемента государственной символики Республики Беларусь. При этом можно использовать частично-поисковые методы обучения: организовать работу учащихся в группах с предметами, которые ассоциативно связаны с элементами Государственного герба Республики Беларусь (бант из красно-зеленой ленты, цветки льна и клевера, звёздочка, глобус, фотография восхода солнца); предложить группам установить ассоциативную связь с соответствующим элементом государственного герба, прочитать о нем в параграфе и рассказать о значении этого элемента.

   При изучении указанных тем необходимо актуализировать уже известную учащимся информацию об уважительном отношении к государственной символике. Для организации беседы с учащимися можно использовать реальные истории героического спасения флага в годы Великой Отечественной войны, фрагменты спортивных телепередач в момент вручения спортсменам наград, звучания государственного гимна и поднятия государственного флага. Принципиально важно при этом обращать внимание учащихся на следующие аспекты: эмоциональное состояние человека в момент поднятия флага своей страны; осмысление того, что победа добыта для своей страны, а значит для своих близких, родных людей, которые каждодневным трудом укрепляют государство, делают всё для того, чтобы эти победы состоялись. Можно обсудить с учащимися гражданственность поступка белорусской спортсменки, которая покинула пьедестал, когда организаторы соревнований по ошибке включили гимн другой страны.

   В соответствии с учебной программой по учебному предмету «Музыка» на учебных занятиях в I–IV классах учреждений общего среднего образования изучается «Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь» (муз. Н. Соколовского, сл. М. Климковича и В. Каризны). При проведении с учащимися беседы о гимне как одном из важнейших государственных символов, следует уделить внимание истории его создания, охарактеризовать особенности музыкальной и текстовой составляющих гимна, обратить внимание на величавую и торжественную музыку гимна; объяснить, что гимн исполняется на торжественных мероприятиях, что его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главному музыкально-поэтическому произведению страны. В IV классе учащиеся должны знать текст Государственного гимна Республики Беларусь и уметь его исполнять.

   На II и III ступенях общего среднего образования учащиеся изучают вопросы, связанные с государственной символикой Республики Беларусь, на уроках истории Беларуси, обществоведения.

   При изучении темы «Становление государственного суверенитета» учащиеся знакомятся с результатами проведения республиканского референдума 14 мая 1995 г., одним из вопросов которого был вопрос о государственных символах Республики Беларусь.

   Принципиально важно объяснить учащимся причину вынесения этого вопроса на референдум: Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года в результате голосования утвердил Государственный герб «Погоня» и Государственный флаг с тремя горизонтальными полосами (бело-красно-белый), но многие жители Беларуси высказывали недовольство по поводу такой символики, потому что она применялась с согласия оккупационных властей на захваченной немецко-фашистскими войсками территории Беларуси во время Великой Отечественной войны.

   На данном уроке целесообразно актуализировать знания учащихся об элементах Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, использовании государственных символов, необходимости уважительного отношения к ним. Необходимо объяснить учащимся, что надругательство над государственными символами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

   Изучение исторических, политических, правовых, художественных аспектов государственных символов Республики Беларусь может являться предметом исследовательской и проектной деятельности учащихся.

   Для формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам следует активно задействовать потенциал краеведческой и туристско-экскурсионной работы, работы на базе музеев учреждений образования, встреч и бесед с людьми, пользующимися уважением окружающих (государственными и общественными деятелями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами и др.). В содержание проводимых воспитательных мероприятий рекомендуется включать вопросы, связанные с содержанием и смыслом государственных символов, их ролью и значением в жизни отдельного человека, общества.

   Вопросы, связанные с государственными символами, их значением в жизни общества могут обсуждаться с учащимися на занятиях объединений по интересам (нумизматика, филателия, фалеристика и др.).

   В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь в учреждениях образования необходимо организовать тематические мероприятия (информационные, классные часы, беседы, конкурсы, викторины и др.), включив в их содержание факты, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны.

   В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.

   Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны осуществлять подбор художественной, документальной литературы и публикаций из периодической печати о государственной символике нашей страны и примерах уважительного отношения к ней.

   В библиотеках рекомендуется создать тематические выставки на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь».

    3. Использование государственной символики в учреждениях образования

   Использование государственных символов в учреждениях образования должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам, к личности Главы государства – Президенту Республики Беларусь, олицетворяющему единство нации, обеспечивающему политическую и экономическую стабильность страны.

   В учреждениях образования в обязательном порядке оформляются уголки государственной символики (фойе, актовый зал или музей учреждения образования).

   Государственная символика должна присутствовать в кабинетах руководителей учреждения, в учебных кабинетах, классах.

   В учреждениях образования государственные символы используются при проведении мероприятий республиканских патриотических акций, других торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, тематических воспитательных мероприятий, посвященных государственной символике.

   Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь является обязательным при проведении следующих мероприятий:

   в дни начала и окончания учебного года в учреждениях образования (торжественная линейка, приуроченная к началу учебного года, последний звонок);

   при проведении торжественных мероприятий, на которых выпускникам вручаются аттестаты об общем среднем образовании, свидетельства о базовом образовании;

   при проведении мероприятий «Посвящение в первоклассники», Посвящение в гимназисты (лицеисты)»;

   при проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и праздничным дням в Беларуси (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь");

   при открытии и закрытии спортивных соревнований в учреждении образования и за его пределами в соответствии с правилами организации этих соревнований;

   при проведении мероприятий, посвященных приему в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»;

   при проведении в учреждениях образования гражданско-патриотической акции «Я гэты край Радзімаю заву», республиканской военно-патриотическойакции «Их подвиг в памяти потомков сохраним», республиканского конкурса летописей учреждений образования «Связь времен, традиций, поколений», торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День Независимости Республики Беларусь и др.);

   при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: региональных форумов «Молодость. Традиции. Будущее», марафона молодых избирателей «Выбор молодых – наше будущее!», патриотического проекта «Я служу» и др.;

   при открытии и закрытии заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и республиканского конкурса работ исследовательского характера;

   при проведении мероприятий со студенческой молодежью: республиканского молодежного форума «Беларусь – это мы!», республиканского праздника «Молодежная столица Республики Беларусь», Республиканского конкурса «Студент года», «Национального студенческого форума» и др.;

   при открытии и закрытии смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием в летний период.

   В учреждениях образования Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться педагогами и учащимися в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных и вокально-инструментальных вариантах. Также могут использоваться аудио- и видеозаписи.

   Целесообразно популяризировать у учащейся молодежи и педагогических работников пение Государственного гимна в вокальном и вокально-инструментальном исполнении на торжественных мероприятиях.

   Государственный флаг Республики Беларусь используется во время проведения всех мероприятий, указанных выше.

   Государственный флаг Республики Беларусь обязательно устанавливается на зданиях учреждений образования.

Список использованных источников

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
  2. Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22.02.2016.
  5. Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.
  6. Государственная символика Республики Беларусь // http://president.gov.by/ru/simvolika_ru.

Геральдика Брестской области

Герб Брестской области

     Герб Брестской области имеет форму барочного щита, нижняя часть которого выполнена в красном цвете и завершается формой оборонительного сооружения. В центре красного поля щита размещен золотой зубр. Верхняя часть щита – голубого цвета.
   Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 446 "Об учреждении официальных геральдических символов Брестской области".

Флаг Брестской области

     Флаг Брестской области представляет собой прямоугольное полотнище красно-голубого цвета с соотношением сторон 1:2. По краям – две вертикальные голубые полосы. Посередине – широкая красная полоса, которая завершается формой оборонительного сооружения. В центре красной полосы – золотой зубр.
   Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. № 446 "Об учреждении официальных геральдических символов Брестской области".

Геральдика Кобринского района

Герб Кобринского района

     Герб Кобринского района представляет собой изображение на голубом поле французского щита младенца Иисуса Христа в золотых одеждах, Пречистой Девы Марии в одеждах красного цвета поверх зеленого хитона, в золотой вольной части щита праведной Анны в красных одеждах поверх голубого хитона. Над их головами – золотые нимбы.
   Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2004 № 340 "Об учреждении официальных геральдических символов Кобринского района".

Флаг Кобринского района

     Флаг Кобринского района представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с соотношением сторон 1:2. В центре лицевой стороны полотнища – изображение герба Кобринского района.
   Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2004 № 340 "Об учреждении официальных геральдических символов Кобринского района".

Разделы сайта