Речевые игры по дороге в детский сад
Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту.
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Игра «Кто или что может это делать?» (обогащение и активизация глагольного словаря).
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает – девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д.. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие внимания, воображения, обогащение и активизация словаря).
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Например:
Белый снег похож на … (что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
Игра «Что для чего» (обогащение словаря, образование сложных слов, развитие памяти, внимания).
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. Например:
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице (пылесос, мясорубка и т. д.)
Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И.Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…
Игра «Вместе веселей» (активизация и обогащение словарного запаса). Взрослый предлагает добавить одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове, активизация словарного запаса).
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. Например:
кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
Игра «Веселый счет» (упражнение в согласовании имён числительных с существительными и прилагательными, активизация словаря).
Взрослый говорит: «Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..). Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.
(Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…).
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов, обогащение словарного запаса).
Взрослый предлагает объединить слова. Например:
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала), он уже сделал…:
мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.
Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло бы, если бы не было ни одной машины… А что произошло бы, если бы не было птиц… , А что … если бы не было конфет …, А что …, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, тепло, легко, модно…)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
Игра «Исправь предложение» (развитие внимания, мышления, связной речи)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Например :
- Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке.
- Наташа жила у ежика.
- Снежная баба лепит Ваню.
- Катя ужалила осу. И т. д
«Отгадай предмет по названию его частей» (развитие внимания, памяти, мышления, активизация и обогащение словаря).Например:
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)… и т.д.
«Отгадай, что это» (развитие и обогащение словаря, развитие памяти, внимания, мышления)
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….
«Назови лишнее слово» (развитие мышления, восприятия, внимания, активизация словаря).
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например:
- шкаф, кастрюля, кресло, диван (лишняя кастрюля потому, что она посуда, а остальное это мебель);
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….и т.д.
Игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза- берёзы, машина -машины
Игра «Назови ласково» (упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы имён существительных). Например:
синица – синичка, кошка-кошечка, машина – машинка, шапка – шапочка, дом – домик …и т.д.
Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» (рассмотреть лист дерева и назвать с какого он дерева).
Игра «Какой? Какая?» (обогащение и активизация словаря признаков – качественного словаря, согласование прилагательных с существительными).
Взрослый предлагает подобрать как можно больше признаков к предмету: лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Успехов вам! Помните, что Ваша речь - образец для подражания!
раскрыть » / « свернуть